Последние новости

26.04.10 10:56

Как без химии обогатить землю на участке

23.04.10 10:47

Как просто подготовить сад к зимовке

22.04.10 10:39

Садовая мебель

21.04.10 09:49

Садовая беседка

20.04.10 09:38

Водная сказка


Рекомендуем



Новости строительства

31.01.2008 21:59

Современные дымоходы




Практически любое загородное строение предполагает устройство той или иной системы отопления. Большинство отопительных систем, кроме электрической, основано на принципе сгорания топлива и, следовательно, нуждается в дымовой трубе...

Кирпичные дымовые трубы

Традиционным материалом для изготовления дымовых труб является кирпич. В большей степени он применим для устройства дымоходов дровяных печей или каминов, в меньшей – для дымоходов котлов на твердом топливе.

Кирпичные трубы относительно недороги и хорошо вписываются в архитектурный облик любого здания. Они могут быть изготовлены из обычного кирпича без применения специальных кладочных растворов. При их возведении не требуются высокая квалификация каменщика. Однако кирпичные трубы тяжелы громоздки, не слишком долговечны и шероховаты. Кроме того, они отличаются относительно невысокой тягой, довольно быстро зарастают копотью, склонны к образованию конденсата, впитывают продукты сгорания, в том числе агрессивные кислоты.

В настоящее время возведение традиционных кирпичных дымовых труб уходит в историю. Даже в городском строительстве теперь стараются обойтись без них.

Современные загородные дома чаще всего обогреваются с помощью дизельного топлива или газа. Однако у этой технологии есть существенные недостатки. Дело в том, что автоматизированные котельные работают, как правило, в т.н. «переходных режимах» (запуск – нагрев до заданной температуры теплоносителя – остановка – запуск при понижении температуры теплоносителя). Эти факторы провоцируют обильное образование конденсата.

Водяные пары являются естественной частью любых дымовых газов, причем в продуктах сгорания природного газа их образуется значительно больше, чем при сжигании дров (1,6 литра воды на кубометр сгорающего газа). Соприкасаясь с холодной поверхностью трубы, водяные пары оседают в виде конденсата, тяга в трубе ослабевает, а в помещениях начинает ощущаться запах гари. Соединяясь с продуктами сгорания, влага образует смеси соляной, азотной и серной кислот. Эти процессы приводят к быстрому разрушению дымоходов, образованию микротрещин и проникновению газов в жилые помещения.

С появлением на рынке мощных закрытых каминных топок и, особенно современных экономичных котлов этот вопрос стал еще более актуальным – высокая эффективность работы этих агрегатов привела к тому, что нагрузки на дымоходы существенно увеличились.

В коттеджах с мощным котельным оборудованием при постоянной эксплуатации признаки разрушения кирпичных дымоходов появляются уже через 1–3 года. Сквозь трещины в трубу проникает холодный воздух, еще более способствующий охлаждению газов и образованию конденсата. Далее процесс разрушения идет лавинообразно и может привести к аварийным ситуациям.

Модульные дымоходы

Сегодня вместо морально устаревшего кирпича для устройства дымоходов чаще используют надежные и эффективные трубы, которые в некоторой степени родственны выхлопным трубам двигателей. Материалом современных дымоходов служат нержавеющая сталь, тонкостенная плотная керамика, реже алюминий или пластмасса. Технологичность сборки таких труб обеспечена их модульным устройством: они собираются из набора элементов, как детский конструктор.

Модульные дымоходы обладают следующими преимуществами:
их элементы теплоизолированы и имеют круглое сечение, что оптимально с теплотехнической и аэродинамической точек зрения;
их стенки имеют гладкую внутреннюю поверхность и создают минимальное сопротивление отходящим газам, практически не накапливают сажи и не впитывают продукты сгорания;
они герметичны, надежны и резко снижают образование конденсата, т.к. их внутренняя поверхность нагревается очень быстро, всего за 1–2 минуты (кирпичные дымоходы остаются холодными до 35–45 минут);
малый вес элементов упрощает доставку и их монтаж;
широкий выбор модулей и элементов позволяет «привязать» дымоход практически к любому зданию и при необходимости демонтировать либо реконструировать его;
эстетичность и надежная теплоизоляция позволяют устанавливать модульные дымоходы не только внутри, но и снаружи здания, что обеспечивает простоту их обслуживания и возможность монтажа на уже построенном здании. Некоторые виды модульных дымоходов хорошо монтируются внутри старых кирпичных дымовых труб;

Совместно с установками на газовом топливе все чаще применяются комплексные системы регулирования отходящих газов и подачи воздуха. Это существенно повышает эксплуатационную надежность и энергетическую эффективность системы отопления.

Проектирование дымоходов

Создание надежных работоспособных дымоходов является непростой инженерно-технической задачей, родственной проектированию вентиляционной системы. Качественное проектирование обеспечивает надежность работы дымоходов в течении десятков лет. Высота и диаметр дымохода определяются характеристиками котла, печи или каминной вставки. В паспорте или инструкции по монтажу импортных котлов в обязательном порядке указываются необходимые параметры.

В отечественных системах ориентируются на диаметр выходного патрубка, а высота принимают не менее 2,5 м до оголовка трубы. В частности, при проектировании дымохода необходимо, чтобы:
основная его часть проходила внутри отапливаемого помещения;
высота его должна быть не менее 5 метров от поверхности горения;
обеспечивалось оптимальное соотношение высоты, диаметра трубы и силы тяги: чем выше труба, тем сильнее тяга. Но слишком длинной дымоход создает большее аэродинамическое сопротивление, к тому же, отдавая стенкам дымохода тепло, газы остывают, увеличивается их удельный вес, и тяга снижается. При малых сечениях трубы система захлебнется дымом, а слишком большое сечение ослабит тягу. Заметно снижают силу тяги горизонтальные и наклонные (с углом менее 45°) участки дымохода, к тому же в них накапливается много сажи;
обеспечивалось соотношения высоты трубы к коньку крыши дома и иным выступающим элементам, а также к вентиляционным каналам здания;
стыки элементов находились вне межэтажных перекрытий и были доступны для осмотра;
труба крепилась к стене хомутами через каждые 1,5–2,5 метра, а также перед угловыми отводами и сразу после них. Снаружи высокие дымоходы фиксируются на кровле растяжками;
его монтаж был выполнен в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

Особенно усложняет проектирование соединение с дымоходами нескольких печей на разной высоте. Этого следует избегать и обеспечивать печи самостоятельными дымоходами. Рассмотрим варианты дымоходов подробнее.

Cтальные дымоходы

Это самые популярные на сегодняшний день виды модульных дымоходов. В стальных дымоходах трубы двухстенные. Внутренняя дымоходная труба изготавливается из нержавейки толщиной 0,5–1,0 мм. Далее следует слой теплоизоляции на основе базальтового волокна, и, наконец, наружная металлическая труба, которую выполняют из нержавеющей либо оцинкованной стали. Оптимальная толщина трубы – 0,6 мм, при такой толщине она быстро нагревается и при этом обладает достаточной жесткостью. Поставляемый комплект элементов содержит все необходимые детали для сочленения составляющих элементов, их опоры на стену или перекрытия, тройники и отводы, фрагменты гидроизоляции кровли и т.п.

Преимущество стальных дымоходов – долговечность, обусловленная их высокой стойкостью к коррозии; компактность, малый вес и оптимальное соотношение цены и эффективности. Технологичность монтажа и обслуживания системы обеспечивается простотой и скоростью сборки, легкостью элементов, возможностью изготовления нестандартных деталей, использованием при монтаже обычных строительных инструментов.

При использовании стали соответствующего качества, надежной сварки и обеспечении контроля качества такие дымоходы могут применяться для всех видов топлива и топочных систем. Гладкий и тонкостенный материал быстро нагревается и обеспечивает хорошую тягу в трубе. Недостатком стальных дымоходов можно считать относительно высокую стоимость. Также следует учитывать, что стальные дымоходы в сложных условиях эксплуатации все же подвержены коррозии – совместного воздействия высоких температур и кислот не выдерживают, даже высококачественные стали.

На российском рынке представлено довольно большое количество фирм, предлагающих подобные изделия: BOFILL, NIGARA (Испания), HILD, POUJOULAT (Франция), SELKIRK (Великобритания), RAAB (Германия), VILPRA (Литва), FINELINE, ЭЛИТС, НИИ КМ (Россия).

Наряду с жесткими дымоходами широкое распространение получили гибкие системы из гофрированной стали, которые особенно эффективны при установке в старые кирпичные дымоходы. Эти вставные трубы также могут иметь двустенную конструкцию и обеспечивают низкое сопротивление воздушному потоку. С помощью специальных фальцевых и шовных соединений достигается чрезвычайно высокая надежность системы даже при прокладке в дымоходах сложной конфигурации.

Керамические дымоходы

Современная керамика – высокотехнологичное изделие. Она отличается низкой теплопроводностью, гладкой внутренней поверхностью, устойчивостью к агрессивным веществам, высоким температурам, механическим нагрузкам, атмосферным воздействиям и конденсату. Керамика обеспечивает полную пожаробезопасность, что особенно важно для современных закрытых каминных топок большой мощности (от 10 киловатт) где температура отходящих газов достигает 600 градусов, что весьма опасно для большинства стальных дымоходов. Срок службы керамики существенно выше срока службы большинства других материалов. Некоторые фирмы дают 30-летнию гарантию на свою продукцию, а реальный срок службы керамических дымоходов не менее 120 лет. Дымоходы из керамических труб собираются легко и быстро, просты в эксплуатации. Стоимость таких дымоходов относительно не высока.

Пластиковые дымоходы

Специально для водогрейных котлов, топок на газе и жидком топливе с низкой температурой уходящих газов (до 120°C) все шире применяются пластиковые дымоходы. Они устойчивы к конденсату и износу, отличаются легкостью и технологичностью монтажа. Как правило, материалом труб служит полипропилен или поливинилиденфторид.

Для соединения компонентов используются простые насадные муфты. Все трубы легко режутся труборезом или пилой. При монтаже на внешних стенах и на входе необходимо обращать внимание на стойкость применяемого пластика к ультрафиолету. Однако, поскольку такие дымоходы не получили широкого распространения, выбор деталей и диаметров ограничен.

Дополнительные элементы

«Каждая цепь крепка лишь настолько, насколько крепко ее наислабейшее звено». Поэтому, наряду с выбором материала, следует продумать технологию соединения и уплотнения, заранее определить местоположение отверстий для чистки и управляющих элементов.

Оголовок модульного дымохода венчает дефлектор, увеличивающий силу тяги за счет подсоса газов из трубы, обеспечиваемого энергией ветра. Одновременно он защищает дымоход от атмосферных осадков. На зданиях с кровлями из горючих материалов устанавливают искроуловитель из металлической сетки, а при плохой тяге дымоход снабжают вентилятором (дымососом), обеспечивающим усиленную вытяжку.

Уход за дымоходом

Уход за топкой и дымоходом не слишком утомителен, достаточно два раза в год проверять герметичность швов кирпичной кладки или соединения модульных элементов, по мере необходимости очищать внутренние поверхности от сажи, протирать стеклянные дверцы каминной вставки. Особое внимание следует уделять осмотру соединения дымохода с котлом или печью. После длительного простоя устройства, прежде чем развести огонь, следует открыть заглушку тройника и, посмотрев сквозь трубу, убедиться, что дымоход не забит сажей, птичьими гнездами и т.п. Если дымоход потерял герметичность, стальная оболочка начала разрушаться или крошатся швы труб из кирпича, дымоходу требуется капитальный ремонт.